Кодекс профессиональной этики педагогических работников ДОУ

Согласовано
Председ

МДОУ ДС №1УКМО
О.А.Осколковаа
« С Ъ fU 20
г

Утверждаю
Заведующи&МДОУ ДС № 1УКМО
Е.А.Клепикова
Приказ №

Принято на собрании трудового коллектива
Протокол от « 07 » 02__2025___ года №3

КОДЕКС
профессиональной этики педагогических
работников МДОУ ДС № 1 УКМО
Назначение этического кодекса педагогов ДОУ:
Нормами Этического кодекса педагогов руководствуются педагоги и все сотрудники
Муниципального дошкольного образовательного учреждения- детский сад
работающие с детьми.
Данный Этический кодекс педагогов (далее - ЭКП) определяет основные нормы
профессиональной этики:
- регулирующие отношения между педагогами и их воспитанниками, а также другими
членами общественности образовательного учреждения;
- защищающие их человеческую ценность и достоинство;
- поддерживающие качество профессиональной деятельности педагогов и честь их
профессии;
- создающие культуру образовательного учреждения, основанную на доверии,
ответственности и справедливости.
Нормы педагогической этики устанавливаются на основании общечеловеческих
моральных норм, конституционных положений и законодательных актов Российской
Федерации, а также на основании положений прав человека и прав ребенка.
Основу норм ЭКП составляют следующие основные принципы: человечность,
справедливость, профессиональность, ответственность, терпимость, демократичность,
партнерство и солидарность.
1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 Личность педагога
1.1.1 Профессиональная этика педагога требует призвания, преданности своей работе
и чувства ответственности при исполнении своих обязанностей.
1.1.2 Педагог требователен по отношению к себе и стремится к
самосовершенствованию. Для него характерны самонаблюдение, самоопределение и
самовоспитание.
1.1.3 Для педагога необходимо постоянное обновление. Он занимается своим
образованием, повышением квалификации и поиском наилучших методов работы.
1.1.4 Педагог несет ответственность за качество и результаты доверенной ему
педагогической работы - воспитания.
1.1.5 Педагог несет ответственность за физическую, интеллектуальную, эмоциональную
и духовную защиту детей, оставленных под его присмотром.
1.1.6 Педагог несет ответственность за порученные ему администрацией функции и
доверенные ресурсы.

1.2 Авторитет, честь, репутация
1.2.1 Своим поведением педагог поддерживает и защищает исторически сложившуюся
профессиональную честь педагога.
1.2.2 Педагог передает молодому поколению национальные и общечеловеческие
культурные ценности, принимает посильное участие в процессе культурного развития.
1.2.3 Он не может заниматься противокультурной деятельностью ни при исполнении
своих прямых обязанностей, ни за пределами образовательного учреждения.
1.2.4 В общении со своими воспитанниками и во всех остальных случаях педагог
уважителен, вежлив и корректен. Он знает и соблюдает нормы этикета, подходящие для
каждой отдельно взятой ситуации.
1.2.5 Авторитет педагога основывается на компетенции, справедливости, такте, умении
заботиться о своих воспитанниках. Педагог не создает свой авторитет при помощи
некорректных способов и не злоупотребляет им.
1.2.6 Педагог воспитывает на своем положительном примере. Он избегает
морализаторства, не спешит осуждать и не требует от других того, что сам соблюдать
не в силах.
1.2.7 Педагог имеет право на неприкосновенность личной жизни, однако выбранный
им образ жизни не должен ронять престиж профессии, извращать его отношения с
воспитанниками и коллегами или мешать исполнению профессиональных
обязанностей.
1.2.8 Пьянство и злоупотребление другими одурманивающими веществами
несовместимо с профессией педагога.
1.2.9 Педагог дорожит своей репутацией.
2 ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ДРУГИМИ ЛИЦАМИ
2.1 Общение педагога с воспитанниками
2.1.1. Педагог сам выбирает подходящий стиль общения с
воспитанниками,
основанный на взаимном уважении.
2.1.2. В первую очередь педагог должен быть требователен к себе. Требовательность
педагога по отношению к воспитаннику позитивна и хорошо обоснована. Педагог
никогда не должен терять чувства меры и самообладания.
2.1.3. Педагог выбирает такие методы работы, которые поощряют в его воспитанниках
развитие положительных черт и взаимоотношений: самостоятельность, самоконтроль,
самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим.
2.1.4. При оценке поведения и достижений своих воспитанников педагог стремится
укреплять их самоуважение и веру в свои силы, показывать им возможности
совершенствования, повышать мотивацию обучения.
2.1.5. Педагог является беспристрастным, одинаково доброжелательным и
благосклонным ко всем своим ученикам. Приняв необоснованно принижающие
воспитанника оценочные решения, педагог должен постараться немедленно исправить
свою ошибку.
2.1.6. При оценке достижений воспитанников педагог стремится к объективности и
справедливости.
2.1.7. Педагог постоянно заботится о культуре своей речи и общения. В его речи нет
ругательств, вульгаризмов, грубых и оскорбительных фраз.
2.1.8 Педагог соблюдает дискретность. Педагогу запрещается сообщать другим лицам
доверенную лично ему воспитанником информацию, за исключением случаев,
предусмотренных законодательством.
2.1.9. Педагог не злоупотребляет своим служебным положением. Он не может
использовать своих воспитанников, требовать от них каких-либо услуг или одолжений.
2.1.10. Педагог не имеет права требовать от своего воспитанника вознаграждения за
свою работу, в том числе и дополнительную. Если педагог занимается частной
практикой, условия вознаграждения за труд должны быть согласованы в начале работы
и закреплены договором.

2.1.11. Педагог терпимо относится к религиозным убеждениям и политическим
взглядам своих воспитанников. Он не имеет права использовать индоктринацию,
навязывая воспитанникам свои взгляды.
2.2 Общение между педагогами
2.2.1. Взаимоотношения между педагогами основываются на принципах
коллегиальности, партнерства и уважения. Педагог защищает не только свой авторитет,
но и авторитет своих коллег. Он не принижает своих коллег в присутствии
воспитанников или других лиц.
2.2.2. Педагоги избегают необоснованных и скандальных конфликтов во
взаимоотношениях. В случае возникновения разногласий они стремятся к их
конструктивному решению.
2.2.3. Педагоги одного и того же образовательного учреждения избегают конкуренции,
мешающей их партнерству при выполнении общего дела. Педагогов объединяют
взаимовыручка, поддержка, открытость и доверие.
2.2.4. Правом и обязанностью педагога является оценка деятельности коллег и
администрации. Преследование педагога за критику строго запрещено. Критика, в
первую очередь, должна быть внутренней, т. е. она должна высказываться в ДОУ и
других воспитательных учреждениях между педагогами, а не за пределами ДОУ.
Высказывать ее следует с глазу на глаз, а не за глаза. В школах и других воспитательных
учреждениях не должно быть места сплетням.
2.2.5. Критику следует обнародовать только в тех случаях, если на нее совершенно не
реагируют, если она провоцирует преследования со стороны администрации или в
случаях выявления преступной деятельности.
2.2.6. Критика, направленная на работу, решения, взгляды и поступки коллег или
администрации, не должна унижать подвергаемое критике лицо. Она должна быть
обоснованной, конструктивной, тактичной, необидной, доброжелательной. Важнейшие
проблемы и решения в педагогической жизни обсуждаются и принимаются в открытых
педагогических дискуссиях.
2.2.7. Педагоги не прикрывают ошибки и проступки друг друга.
2.3 Взаимоотношения с администрацией
2.3.1. Дошкольное учреждение базируется на принципах свободы слова и убеждений,
терпимости, демократичности и справедливости.
2.3.2. В дошкольных учреждениях соблюдается культура общения, выражающаяся во
взаимном уважении, доброжелательности и умении находить общий язык.
Ответственность за поддержание такой атмосферы несет заведующий ДОУ.
2.3.3. Администрация ДОУ терпимо относится к разнообразию политических,
религиозных, философских взглядов, вкусов и мнений, создает условия для обмена
взглядами, возможности договориться и найти общий язык. Различные статусы
педагогов, квалификационные категории и обязанности не должны препятствовать
равноправному выражению всеми педагогами своего мнения и защите своих
убеждений.
2.3.4. Администрация не может дискриминировать, игнорировать или преследовать
педагогов за их убеждения или на основании личных симпатий или антипатий.
Отношения администрации с каждым из педагогов основываются на принципе
равноправия.
2.3.5. Администрация не может требовать или собирать информацию о личной жизни
педагога, не связанной с выполнением им своих трудовых обязанностей.
2.3.6. Оценки и решения заведующего ДОУ должны быть беспристрастными и
основываться на фактах и реальных заслугах педагогов. Претенденты на более высокую
квалификационную категорию должны отбираться и поддерживаться независимо от их
личной близости или покорности главе администрации.
2.3.7. Педагоги имеют право получать от администрации информацию, имеющую
значение для работы их учреждения. Администрация не имеет права скрывать или

тенденциозно извращать информацию, могущую повлиять на карьеру педагога и на
качество его труда. Важные для педагогического сообщества решения принимаются в
учреждении на основе принципов открытости и общего участия.
2.3.8. Интриги, непреодолимые конфликты, вредительство коллегам и раскол в
педагогическом сообществе мешают дошкольному учреждению выполнять свои
непосредственные функции.
2.3.9. ДОУ дорожит своей репутацией. В случае выявления преступной деятельности
педагогов, а также грубых нарушений профессиональной этики педагогу рекомендовать
подать заявление об уходе из профессии.
2.4 Отношения с родителями(законными представителями) воспитанников
2.4.1. Педагог консультирует родителей и опекунов по проблемам воспитания детей,
помогает смягчить конфликты между родителями и детьми.
2.4.2. Педагог не разглашает высказанное детьми мнение о своих родителях или мнение
родителей - о детях. Передавать такое мнение другой стороне можно лишь с согласия
лица, довершившего педагогу упомянутое мнение.
2.4.3. Педагоги должны уважительно и доброжелательно общаться с родителями
воспитанников. Они не побуждают родительские комитеты, чтобы они по каким-либо
поводам организовывали для педагогов угощения, поздравления и тому подобное.
2.4.4. Отношения педагогов с родителями не должны оказывать влияния на оценку
личности и достижений детей.
2.4.5. На отношения педагогов с воспитанниками и на их оценку не должна влиять
поддержка, оказываемая их родителями ДОУ.

3. АКАДЕМИЧЕСКАЯ СВОБОДА И СВОБОДА СЛОВА
3.1. Педагог имеет право пользоваться различными источниками информации.
3.2. При отборе и передаче информации ученикам педагог соблюдает принципы
объективности, пригодности и пристойности. Тенденциозное извращение информации
или изменение ее авторства недопустимо.
3.3. Педагог может по своему усмотрению выбрать вид воспитательной деятельности
и создавать новые методы воспитания, если они с профессиональной точки зрения
пригодны, ответственны и пристойны.
3.4. Педагог имеет право открыто (в письменной или в устной форме) высказывать свое
мнение о региональной или государственной политике просвещения, а также о
действиях участников образовательного процесса, однако его утверждения не могут
быть тенденциозно неточными, злонамеренными и оскорбительными.
3.5. Педагог не обнародует конфиденциальную служебную информацию,
предназначенную для внутренних нужд ДОУ.
4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ
4.1 Педагоги и административные работники должны бережно и обоснованно
расходовать материальные и другие ресурсы. Они не должны использовать имущество
(помещения, мебель, телефон, телефакс, компьютер, копировальную технику, другое
оборудование, почтовые услуги, транспортные средства, инструменты и материалы), а
также свое рабочее время для личных нужд. Случаи, в которых педагогам разрешается
пользоваться вещами и рабочим временем, должны регламентироваться правилами
сохранности имущества учреждения.
5. ПОДАРКИ И ПОМОЩЬ ДОУ
5.1. Педагог является честным человеком и строго соблюдает законодательство. С
профессиональной этикой педагога не сочетаются ни получение взятки, ни ее дача.
5.2. В некоторых случаях, видя уважение со стороны воспитанников, их родителей и их
желание выразить ему свою благодарность, педагог может принять от них подарки.
5.3. Педагог может принимать лишь те подарки, которые:
1) преподносятся совершенно добровольно;

2) не имеют и не могут иметь своей целью подкуп педагога и достаточно скромны, т. е.
это вещи, сделанные руками самих воспитанников или их родителей, созданные' ими
произведения, цветы, сладости, сувениры или другие недорогие вещи.
5.4. Педагог не делает намеков, не выражает пожеланий, не договаривается с другими
педагогами, чтобы они организовали воспитанников или их родителей для вручения
таких подарков или подготовки угощения.
5.5. Заведующий или педагог может принять от родителей воспитанников любую
бескорыстную
помощь,
предназначенную
дошкольному
учреждению.
О
предоставлении такой помощи необходимо поставить в известность общественность и
выразить публично от ее лица благодарность.
6 .ВНЕШНИЙ ВИД СОТРУДНИКА
6.1 .Настоящие правила разработаны в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими
требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных учреждений СанПиН 2.4.1.3049-13,. Уставом ДОУ, Правилами
внутреннего трудового распорядка сотрудников ДОУ, с целью изложить и разъяснить
основные принципы и стандарты внешнего вида сотрудников ДОУ для дальнейшего их
внедрения в повседневную практику. Каждый сотрудник ДОУ своим внешним видом и
отношением к своему делу должен поддерживать и укреплять общий имидж ДОУ
6.2. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОГО ВНЕШНЕГО ВИДА
6.2.1. Аккуратность и опрятность:
Одежда должна быть обязательно чистой, свежей, выглаженной. Обувь должна быть
чистой, ухоженной, начищенной в течение всего рабочего дня. Сотрудники должны
внимательно относиться к соблюдению правил личной гигиены (волосы, лицо и руки
должны быть чистыми и ухоженными, используемые и дезодорирующие средства
должны иметь легкий и нейтральный запах).
6.2.2. Сдержанность: Одно из главных правил делового человека при выборе одежды,
обуви, при использовании парфюмерных и косметических средств - сдержанность и
умеренность.
ЗАПОМНИТЕ, ч т о н е о п р я т н а я о д е ж д а , н е а к к у р а т н а я п р и ч е с к а ,, н е б р е ж н ы й
м а к и я ж и м а н и к ю р, н еп ри ятн ы е ре зк и е за п а х и и
СОЗДАЮТ НЕГАТИВНОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ И ЛИЧНО О ВАС. И О НАШЕМ УЧРЕЖЛЕНИИ

или в ы з ы в а ю щ и й

т.п.

б.З.ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ СОТРУДНИКОВ
В целях отличия сотрудников ДОУ и предупреждения нестандартных ситуаций при
взаимодействии с родителями, посетителями ДОУ каждый сотрудник должен иметь на
одежде бейдж с указанием Ф.И.О и занимаемой должности.

7 .Правила пользования средствами мобильной связи
7.1. Во время занятий с детьми, совещаний, педсоветов, собраний, праздников, сна детей
звук мобильного телефона необходимо переводить в беззвучный режим.
7.2. Рекомендуется использовать в качестве рингтона мобильного телефона при
нахождении в ДОУ либо стандартный звонок телефона, либо классическую музыку.
7.3. На время телефонного разговора запрещено оставлять воспитанников без присмотра.
7.4. Пользование телефонов во время проведения прогулок, образовательной деятельности
запрещены.
7.5. Возможны телефонные звонки в виде исключения, но тогда разговор по мобильному
телефону должен быть очень коротким.
8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Настоящим Правилам должны следовать все сотрудники ДОУ. Принимаемые сотрудники
знакомятся с действующими Правилами в течение одного месяца.
Стандарты внешнего вида устанавливаются Руководителем, соответственно характеру
выполняемых задач. Соблюдение общих правил личной гигиены обязательно. Настоящие
Правила вступают в силу с момента их подписания, могут изменяться и дополняться.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Внимание

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Перейти